ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК И КОМПОЗИЦИЯ В ФОТОГРАФИИ – КАК НАЧАТЬ ГОВОРИТЬ С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗОВ

Занятие состоялось 24 декабря 2021 в лектории Nikon Plaza
Данный мастер-класс для всех, кто:
  • Кто серьезно увлечен фотографией
  • Кто хочет вырасти профессионально и творчески
  • Кто ищет свой собственный стиль
Андрей Троицкий – автор проекта «Пространство – Превращения», 2020
Tokyo International Foto Awards, 2020 – Gold Winner
Monovisions Photography Awards – Conceptual series of the Year 2020 – Winner
LensCulture – Black&White Photography Awards, 2020 – Special Mention
Ученик фотографа и теоретика фотографии Александра Лапина.

Rosfoto.ru – интервью с Андреем Троицким: https://rosphoto.com/portfolio/andrey_troickiy-8530
Profotos.ru – интервью с Андреем Троицким : https://prophotos.ru/inspiration/22518-andrey-trotskiy-o-proekte-prostranstvo-prevrascheniya
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Фотографией я стал заниматься с 12 лет. Помню, что это было просто в один день, я вдруг понял, что хочу делать с помощью фотоаппарата изображения – я тогда вообще не понимал, что это такое. Это была как навязчивая идея, которая сперва появилась как видение. У нас во дворе была детская площадка – карусель, песочница, качели – и передо мной раз за разом возникала одна и та же картинка, черно-белая фотография, на которой дети – мои знакомые – играли, бегали друг за другом вокруг этой металлической карусели. Фотография вдруг в моем воображении оживала, дети начинали двигаться – возникало кино. И вот это видение повторялось и повторялось, так что очень быстро превратилось в какую-то навязчивую идею. Помню, мне тогда уже удалось заработать немного денег на озвучании фильмов на киностудии. Я попросил бабушку, которая меня баловала, добавить недостающую сумму, и купил первый фотоаппарат. Я ничего не умел в тот момент, я снял две пленки, и тут понял, что я не знаю, что с ними дальше делать, т.е., вообще, я не понимал, поэтому я положил их в шкаф. А через некоторое время я совершенно неожиданно обнаружил в почтовом ящике приложение к журналу о технике, кажется, он назывался «Юный техник» и это приложение было полностью посвящено фотографии – такая брошюра с формат половины газеты. И мы не выписывали этот журнал, т.е., скорее всего, почтальон просто перепутал ящики и вместо другого положил в наш. И все – дальше в доме появились химикаты, бачки для проявки пленки, фотоувеличитель – представляю, сколько неудобств я тогда доставлял родителям, брату и сестре. Мы жили впятером в трехкомнатной квартире, и там было довольно тесно. Но я умудрялся печатать фотографии в ванной по ночам.

Вот так это и возникло, и довольно много времени мне еще понадобилось, чтобы начать фотографировать людей – потому что в первое время я ощущал почти какой-то первобытный ужас, чтобы навести камеру на человека, рассматривать его через видоискатель и нажать кнопку, сняв тем самым с него копию, перенеся его на скрытый и невидимый до поры слой на фотопленке. Это, правда, было сродни какому-то нарушению сильнейшему табу – как если бы что-то во мне самом запрещало мне это делать, какая-то стеснительность, невозможность нарушить границу интимного пространства. Уже гораздо позже я понял, что фотография в принципе, если она хочет быть искренней, то должна проникать в интимное пространство человека.
ЧТО ТАКОЕ ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК?

В нас живет потребность творчества, без него мы начинаем задыхаться в этом мире. Для любого человека крайне важно высказать себя. Не проявляя себя, разве можем мы чувствовать себя живыми? Многие люди с детства мечтали создавать образы, потому что в них есть нечто притягательное, а фотография дает возможность делать изображения, ничего не зная о рисунке. Однако нас не удовлетворяет копирование реальности. На самом деле с помощью образов мы хотим высказывать себя и этот мир.

Мы перенасыщены технологией. Умные гаджеты и профессиональные камеры создают изображения. Мы изучаем тонкости работы с камерой, но в глубине души мы понимаем, что не техника создает образы. Тогда что? Как развивать свой визуальный язык? Как можно говорить с помощью изображения? Образы хитрая вещь, они, как ширма – за калейдоскопом объектов они заслоняют от нас свое устройство и язык.
Призвание – это нечто, что вы не можете не делать.
КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ВСТРЕЧА
Мы зайдем за ширму образов и взглянем на их фундамент – визуальный язык.
Мы разберем отличие идеи, высказанной в словах, и устройства образа.
Мы обнаружим инструменты визуального языка – формы, линии и соединения, фактуры и освещение и узнаем, как работать с ними.
Мы исследуем, в чем состоит поэтика фотографии и что такое визуальная метафора.
Мы будем совместно выполнять специальные упражнения по композиции, которые в перспективе помогут нам творчески работать со средствами выразительности.
Мы познакомимся с двумя методами анализа визуального образа.